Предание о Копорской крепости на берегу моря
«Существует предание, что 300 лет тому назад Финский залив простирался до этой крепости. Село Ивановское, лежащее тоже теперь далеко от залива, в народе по сейчас еще называется Гаванью, на том основании, что тут некогда была гавань» (Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга, 1889 г.)
«Село Ивановское называется иногда гаванью на том, будто бы основании, что некогда Финский залив простирался до этого села, и тут была гавань» (Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской Епархии, 1885 г.)
Предания о сокровищах, сокрытых в подземных ходах под крепостью
«Народ знает множество преданий о старинной крепости и сокровищах, запрятанных в подземельях замка и в окрестностях его. Именно тогда, когда Карло двунадесятый с Петром Первым воевал, и захоронили клады в тайниках. Вышло так — народ знает и рассказывает, будто Карло отступил так быстро, что не успел даже прихватить свои сокровища, вот и пришлось прятать где попало. Так вот хорошо известно, что в подземельях старой крепости тоже схоронено и золото, и серебро, и даже золотая карета, на которой сам Карло ездил. Однако, несмотря на то, что в подземелья крепости ведет широкая дорога, и ворота там широки — пройдет даже пара лошадей — сокровища в руки никому не попали. Ворота закрыты на могучие деревянные задвижки необычной толщины, а кроме того, укрыватели сокровищ заколдовали подземные проходы так, что охранитель кладов гасит там всякие огни» (Ингерманландия глазами Самули Паулахарью, 1911 г.)
Легенда о подземном ходе в крепости и комнате Карла XII
«В подземном ходу есть комната, где Карл XII шведский король любил кушать. Когда войска Петра I брали крепость, Карл бежал по этому ходу, а корону позабыл в комнате. Корона видимо золотая. Легенда известна в 1915 году. Ход шел вниз, наискось, под угловую башню» (П. Мирошниченко, Легенда о ЛСП, 1992 г.)
Старинные рассказы о кладах в окрестностях Копорья
«Где-то есть старинный тайник, в котором запрятана бочка золота, где-то древний вал, под которым спрятана такая же бочка, а где-то есть и высеченные на камнях изображения, указывающие, что поблизости находится тайник с золотом и серебром. На камнях некогда высекали крест, когда-то серп, а еще: лошадиную подкову, человеческую ногу, утку, вилки, ложки, тарелки и тому подобное» (Ингерманландия глазами Самули Паулахарью, 1911 г.)
Водское предание о богатыре, хотевшем разрушить крепость
«В Подмошье на поле тоже есть два камня. Они не такие большие. Тоже от шведского времени. Был богатырь, хотел этими камнями крепость разрушить. Один был в одной подмышке, и другой был в другой подмышке. Не дошел до крепости, и оставил камни там» (О. И. Конькова, Предания и сказки Водского народа, 2009)
Рассказ о целебном камне у церкви в Копорье
«А в Копорье — там было и свое чудо. Рядом с копорской церковью был такой плоский камень. И вот в этом камне словно нога ребеночка. Словно ребенок наступил. Потом старый народ говорил все, что это божий след. У кого что болело, у кого глаза, у кого уши, у кого что, тогда все хотели из божьего следа обмыть» (О. И. Конькова, Предания и сказки Водского народа, 2009)
Легенды и былички о Ломахинском/Климотинском валуне
«Была распространена местная легенда, основанная на внешнем виде — огромный валун был также формой похож на копну сена. Когда выпадал снег, то местные крестьяне предлагали приезжим купить „сено“, выдавая за него присыпанный снегом валун» (записал К. Сакса)
«По сообщению коренного жителя Ломахи, после Великой Отечественной войны камень был исписан непонятными письменами, сделанными кровью. Люди думали, что это связано с какими-то магическими обрядами. Оказалось, что надписи сделаны на армянском языке. В войну по реке Ламошке проходила линия фронта, южнее Ламошки были немцы, севернее — наши. На этом участке воевало подразделение, составленное из армян. Во время боя солдаты укрывались за этим камнем. Было много раненых, бойцы написали на камне имена свои и своих погибших товарищей. Лет 30 назад (т.е. в 1990-е гг) в Ломаху приезжала армянская делегация, чтобы почтить память своих земляков» (записала Л. Базарова)